Устойчивостью называется
способность мотоцикла во время движения при небольшом внешнем
воздействии (от неровностей дороги, порыва ветра и т. п.) сохранять
заданное водителем направление. При неустойчивом движении мотоцикла руль
начинает рыскать из стороны в сторону. Хороший критерий устойчивости —
возможность езды «без рук», что на правильно сконструированном и
отрегулированном мотоцикле не представляет труда даже для начинающего
водителя.
Устойчивость двухколесного мотоцикла
связана с движением — он не может стоять на месте сам, как трех- и
четырехколесный мотоцикл или автомобиль (речь не идет об использовании
подставки). На малых скоростях устойчивость мотоцикла зависит от опыта
водителя и техники управления. С повышением скорости конструкция
исправного мотоцикла сама обеспечивает устойчивость движения за счет
действия так называемого гироскопического эффекта.
Гироскопом называют всякое твердое тело,
имеющее форму тела вращения, ось вращения которого совпадает с осью
симметрии. Наиболее мощные гироскопы на мотоцикле — колеса с шинами.
Поворот на мотоцикле-одиночке —
это всегда сочетание нескольких режимов, в которых водителю приходится
действовать не только рулем, но и «газом», тормозами и при этом
наклонять тело вместе с мотоциклом на определенный угол. Невозможно
пройти поворот с зафиксированными органами управления. Рассмотрим
поворот мотоцикла, движущегося по дуге окружности с постоянной
скоростью. Что происходит при повороте?
Если поворачивать руль, не нарушая
вертикального положения мотоцикла, из-за вылета передней вилки пятно
контакта шины сместится относительно продольной оси и центра тяжести.
Вследствие этого появится сила, которая стремится наклонить мотоцикл в
сторону поворота (момент этой силы называютопрокидывающим).
Смещение пятна контакта шины из-за вылета передней вилки
Когда водитель поворотом руля задает
отличную от прямой траекторию и мотоцикл начинает двигаться по ней,
появляется центробежная сила. Если ей ничего не противопоставить, она
опрокинет мотоцикл в сторону, противоположную повороту. Момент,
вызванный действием центробежной силы, называется удерживающим.
При движении с малой скоростью
центробежная сила, зависящая от квадрата скорости, настолько мала, что
компенсируется эффектом смещения центра тяжести (из-за вылета вилки).
Таким образом, плавно повернуть на малой скорости можно без наклона
мотоцикла. С возрастанием скорости центробежная сила увеличится, и для
ее компенсации мало эффекта смещения центра тяжести, потребуется
дополнительный наклон мотоцикла.
Силы, действующие на мотоцикл-одиночку при повороте
Задача мотоциклиста сводится к тому,
чтобы своими действиями вовремя сочетать влияние удерживающего и
опрокидывающего моментов, создавая желаемую траекторию и скорость.
Ограничивает предельную скорость сцепление покрышек с дорогой или
грунтом. Как только центробежная сила, зависящая от радиуса поворота и
скорости, превысит силу сцепления шин с землей, мотоцикл с водителем
уйдет на больший радиус и потеряет устойчивость. То есть произойдет
падение.
Если у вилки большой вылет (круизер или
самодельный чоппер), то при небольшом повороте руля пятно контакта шины с
дорогой смещается в сторону от оси на большую величину, чем у обычных
мотоциклов. Поэтому вес, приложенный к центру тяжести, создает больший
опрокидывающий момент, направленный в сторону поворота.
![]() |
Различие величины вылета вилки АВ у дорожного мотоцикла (а) и круизера (б)
|
На поведение мотоцикла в повороте
оказывает влияние и гироскопический момент: он стремится повернуть
переднюю вилку в сторону крена. Это явление имеет важное значение для
управления мотоциклом.
![]() |
Влияние гироскопического момента на движение мотоцикла в повороте
|
Повлиять на гироскопические моменты
мотоциклист почти не может, если не считать возможности замены легких
шин на тяжелые — чем тяжелей колесо, тем сильнее вызываемый им
стабилизирующий эффект, в результате устойчивость мотоцикла несколько
улучшится. Однако при этом ухудшатся другие важные показателя мотоцикла:
динамика разгона и торможения, способность быстрого маневрирования,
повысится расход топлива. Амортизаторы будут не в состоянии справляться с
увеличившейся нагрузкой и возрастет тряска, а значит, снизится и
устойчивость.
На практике устойчивость
мотоцикла-одиночки в значительной степени определяется его исправностью.
Ничто не должно мешать равномерному повороту руля. Даже небольшое
заедание в подшипниках способно ухудшить управляемость. Ведь чем туже
поворачивается руль, тем труднее совершать им точные движения. Если руль
двигается скачками, то из-за этого мотоцикл будет «рыскать» из стороны в
сторону. У мотоциклов с солидным пробегом могут быть изношены рулевые
подшипники. Устойчивость заметно ухудшается, если мотоцикл утрачивает
свою одноколейность, когда заднее колесо не идет строго по следу
переднего. Такая неисправность возникает из-за неправильной регулировки
натяжения цепи, при деформациях рамы, вилки или маятника. Возможна она и
после неумело проведенного ремонта колес. Устойчивость снижает также
неправильная (асимметричная) загрузка или боковой ветер.
![]() |
Потеря мотоциклом одноколейности
|
![]() |
Наклон мотоцикла для компенсации асимметричности загрузки
|
Важно запомнить, что устойчивость
движущегося мотоцикла-одиночки во многом зависит от водителя. Чем больше
его ездовая практика и правильнее приемы управления, чем лучше развиты
органы зрения и вестибулярный аппарат, тем выше может быть безопасная
скорость управляемого им мотоцикла. Мотоциклы трехколесные (в том числе с
боковым прицепом) и четырехколесные обладают статической устойчивостью
(плоскость задается тремя точками): трех колес (а четырех тем более)
достаточно для устойчивости при остановках. Более устойчивы такие
мотоциклы и при движении по скользким дорогам.
У мотоциклов с боковым прицепом в
результате действия силы сопротивления качению бокового колеса при
движении по прямой возникает момент относительно точки касания заднего
колеса с дорогой, который стремится повернуть мотоцикл в сторону
прицепа. Для компенсации этого момента боковое колесо устанавливают
таким образом, что оно повернуто на небольшой угол (2–5°) в сторону
передней части мотоцикла. Это заставляет боковое колесо катиться с
боковым проскальзыванием, но уменьшает момент, который стремится
повернуть мотоцикл. Кроме того, мотоцикл устанавливают с наклоном от
прицепа на 2–5°, что вызывает появление момента силы тяжести
относительно оси рулевой колонки, также противодействующего повороту
мотоцикла. При правильно выбранных углах, первый из которых называют
углом сходимости, а второй — углом развала, мотоцикл может двигаться по
ровной дороге «без рук».
![]() |
Углы установки колес мотоцикла с коляской
|
Движение трех- и четырехколесных
мотоциклов на повороте отличается от движения мотоцикла-одиночки. Они не
могут наклоняться в сторону поворота, поэтому во время поворота
происходит значительное перераспределение нагрузки между колесами. Для
мотоцикла с боковым прицепом при повороте вполне возможно такое
положение, когда одно из внутренних (относительно поворота) колес
полностью освободится от вертикальной силы. В этом случае, если водитель
не примет экстренных мер, произойдет опрокидывание мотоцикла вокруг
оси, проходящей через точки касания наружных колес с дорогой.
При увеличении колеи повышается
устойчивость трех- и четырехколесных мотоциклов против опрокидывания как
для левого, так и для правого поворотов. Снижение высоты центра тяжести
увеличивает устойчивость при поворотах в обе стороны. У мотоциклов с
боковым прицепом смещение оси бокового колеса вперед относительно оси
заднего колеса увеличивает устойчивость при повороте в сторону бокового
прицепа. Величина этого смещения обычно находится в пределах 100–250 мм.
При прохождении поворотов на трех- и
четырехколесных мотоциклах водитель, не имея возможности наклонять сам
мотоцикл, может влиять на положение центра тяжести, смещая свое тело. В
этом заключается различие между техникой управления автомобилем и трех- и
четырехколесными мотоциклами. Для повышения устойчивости мотоциклов с
боковым прицепом и четырехколесных против опрокидывания опытные водители
в гонках используют такие приемы езды, при которых их вес (особенно
пассажира коляски) переносится внутрь поворота, увеличивая тем самым
реакцию на внутреннее колесо.
На устойчивость мотоцикла с боковым
прицепом на повороте в сторону, противоположную коляске, оказывает
влияние сила инерции, которая возникает во время разгона или торможения.
Торможение способствует опрокидыванию, так как сила инерции,
возникающая при торможении, направлена вперед и, складываясь
геометрически с центробежной силой, дает равнодействующую, увеличивающую
опрокидывающий момент вокруг оси, проходящей через точки касания с
дорогой переднего колеса и колеса коляски. Ускорение уменьшает
вероятность опрокидывания, но способствует возникновению заноса.
Таким образом, величина допускаемого
радиуса поворота и скорости движения для мотоцикла с боковым прицепом,
как и для мотоцикла-одиночки, зависит от коэффициента трения между шиной
и дорогой при боковом скольжении.
По-иному движется мотоцикл с механизмом
привода к колесу бокового прицепа. В этом случае увеличивается
устойчивость против заноса и улучшается управляемость. Тяговая сила на
третьем колесе уменьшает стремление мотоцикла к повороту в сторону
бокового прицепа. Улучшается и проходимость мотоцикла.источник
А мне кажется, что сколько бы ты не прочитал статей о том, как правильно управлять мотоциклом, как удержать его на крутых поворотах, все равно ничего не поймешь, пока не оседлаешь это чудо техники, пока не приручишь его, пока не сольешься сним в единое целое...
ОтветитьУдалитьЛучше всего понять устойчивость мотоцикла, это просто поездить на нём. И меня всегда удивляли гонки на мотоциклах, когда на поворотах мотоцикл с мотоциклистом накланялся в бок очень сильно, непонимаю как он удерживался на трассе.
ОтветитьУдалитьВождение мотоцикла как и любого транспортного средства требует внимательности, определенных навыков вождения, и знаний правил дорожного движения. Мотоцикл является наиболее опасным видом транспорта. И в большом потоке машин в городе опасно ездить, и по проселочным дорогам тоже опасно. Многоопытные водители как правило юного возраста с детства садятся за руль. Это увлечение сохраняется и в более зрелые годы.
ОтветитьУдалитьЗдесь практический опыт нужен, уметь чувствовать мотоцикл, хотя и теория пригодится если практики мало. На своих ошибках учиться лучше получается, разок упадешь и может поймеь,что не так сделал.
ОтветитьУдалить